К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ И ЗАДАЧАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ США В ОБЛАСТИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В текущем году Россия вступила в трехлетний переходный период ввода в действие профессиональных стандартов, призванных заменить традиционные нормативные указания Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Несколько профстандартов утверждены и для области кадрового обеспечения информационной безопасности.
Однако с позиций высшей школы существующий массив утвержденных профстандартов затруднительно использовать в качестве нормативной основы для совершенствования и развития существующей системы образовательных стандартов по направлению информационная безопасность, хотя такая очевидная концептуальная задача была поставлена в рамках перехода от ЕКС к профстандартам.
В настоящей работе проанализирован зарубежный опыт по решению указанной задачи на достаточно впечатляющем примере США. В рамках национальной образовательной инициативы в области кибербезопасности было проведено системное исследование структуры трудовых (кадровых) ресурсов в изучаемой области, предлагаемое в качестве фундаментального справочного ресурса. Он может быть использован для ориентации пользователей различных категорий, включая образовательные организации, для решения своих задач обеспечения трудовыми ресурсами в области кибербезопасности.
Компонентами системной кадровой структуры в области кибербезопасности выступают такие категории, как специализации/специальности, функциональные должности, компетенции (знания, умения, навыки) и функциональные обязанности (или задачи, решаемые при исполнении той или иной должности).
В работе проанализирована представленная структура трудовых ресурсов в области кибербезопасности, её содержание, а также рассмотрено её значение для гармонизации отечественных образовательных стандартов в сфере кибербезопасности.Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
1. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». http://ivo.garant.ru/#/document/70271730/paragraph/1.0. (дата обращения 27.03.2018).
2. Профессиональный стандарт «Специалист по защите информации в автоматизированных системах». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 сентября 2016 г. № 522н. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71400328/#ixzz5AqbPwoPS. (дата обращения 27.03.2018).
3. Профессиональный стандарт «Специалист по технической защите информации». Приказ Ми¬нистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.11.2016 № 599н. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71400328/#ixzz5AqbPwoPS. (дата обращения 27.03. 2018).
4. Профессиональный стандарт «Специалист по информационной безопасности ИКТ систем». Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
https://iecp.ru/docs/news/profstandart.pdf. (дата обращения 27.03.2018).
5. Михайлова Л.А. Профессиональные стандарты и их использование при проектировании образовательных программ. https://www.hse.ru/data/2014/09/18/1315026126. (дата обращения 27.03. 2018).
6. E. McDuffie, V. Piotrowski, «The Future of Cybersecurity Education» Computer, Vol. 47, Aug. 2014, p.p. 67 – 69. ISSN: 0018-9162. DOI: 10.1109/MC.2014.224.
7. Executive Order no. 13636, «Improving Critical Infrastructure Cybersecurity». DCPD-201300091, February 12, 2013. https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/FR-2013-02-19/pdf/2013-03915.pdf. (дата обращения 27.03.2018).
8. NIST. «National Initiative for Cybersecurity Education (NICE) Cybersecurity Workforce Framework». SP 800-181. August 2017. https://doi.org/10.6028/NIST.SP.800-181.
9. Электронный ресурс. https://www.nist.gov/itl/applied-cybersecurity/nice. (дата обращения 27.03.2018).
10. Лимаренко А.А. «Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса». https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/03/05/kompleksnoe-uchebno-metodicheskoe-obespechenie. (дата обращения 28.03.2018).
DOI: http://dx.doi.org/10.26583/bit.2018.2.02
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.